Образование. Курс ОРКСЭ


лицей

Телефон горячей линии лицея: 33-62-39

Введение комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Нормативно-правовая база внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Федеральный уровень

  • Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 (скачать)
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 № 1578-р (скачать)
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.12.2009 № 03-2567 «Об обеспечении апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ» (текст отсутствует)
  • Итоги апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» для общеобразовательных школ в 2010-2011 учебном году. Сведения о наличии в образовательных учреждениях субъекта РФ условий, необходимых для реализации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Москва, 2011 (скачать)
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 08.07.2011 № МД 883/03 "О направлении методических материалов ОРКСЭ" (скачать)
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 июля 2011 г. N МД-942/03 "О выполнении поручения Президента Российской Федерации" (скачать)
  • Письмо Правительства РФ от 20.07.2011 № МОН-П-1973 "О проекте доклада Президенту РФ" (скачать)
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011 № МД-1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (скачать)
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № МД-1446/03 «О работе стажировочных площадок» (скачать)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год» (скачать)
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84-р. План мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (скачать)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 № 1089» (скачать)
  • Приказ Министерства образования и науки от 01.02.2012 № 74 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 " (скачать)
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. No 84
  • инструктивно-норм. письмо о ведения курса ОРКСЭ от 22 августа 2012 г. No 108-250
  • Письмо о направлении методических материалов ОРКСЭ от 8.07.2011 г. No МД883/03
  • РЕГЛАМЕНТ ВЫБОРА МОДУЛЯ ОРКСЭ 31.03.2015 No 08-461
  • Региональный уровень
  • Приказ министерства образования ряз. обл. от 26 января 2015 г. No 58
  • Лицейский уровень
  • Примерная программа ОРКСЭ

Информация о преподавании в 4-х классах ОРКСЭ

Информация о преподавании в 4-х классах МБОУ «Лицей № 52» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Уважаемые родители!

В 4-х классах образовательных организаций Российской Федерации осуществляется преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», включающего шесть учебных модулей по выбору семьи, родителей (законных представителей) школьника:

«Основы православной культуры»;

«Основы исламской культуры»;

«Основы буддийской культуры»;

«Основы иудейской культуры»;

«Основы мировых религиозных культур»;

«Основы светской этики».

Преподавание направлено на воспитание учащихся, формирование, прежде всего, их мировоззрения и нравственной культуры с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи школьника. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, или основ светской этики согласно законодательству РФ осуществляется исключительно родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося.

При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение.

Преподавать все модули, в том числе по основам религиозных культур, будут школьные учителя, получившие соответствующую подготовку.

Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и личное заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор.

На родительском собрании вам будет представлено содержание каждого из указанных модулей, вы можете получить ответы на вопросы от представителей администрации лицея, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций.

Присутствие на собрании, по крайней мере, одного из родителей, и заполнение личного заявления о выборе – обязательно.

Отказ от изучения любого из шести модулей не допускается.

Родительское собрание пройдет 7 апреля в 19.00.

С уважением, администрация МБОУ «Лицей № 52»

Особенности методики преподавания основ светской этики в начальной школе

Преподавание основ светской этики может строиться с учетом таких подходов, как:
- целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной активности школьников;
- создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности нового качественного уровня: помимо учебных пособий на печатной основе можно использовать электронные образовательные ресурсы.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие технологии:
*использование ИКТ технологий,
*технология проблемного изучения,
*технология критического мышления,
*технология дебатов и дискуссий,
*игровые технологии.

Методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Наглядный метод.

Метод самостоятельной работы.

Формы проведения уроков:
*эвристические беседы,
*различные дискуссии,
*учебные и социальные проекты,
*уроки – экскурсии,
*деловые и ролевые игры,
* практикумы,
*различные викторины и конкурсные события,
*творческие мастерские.

Организационные формы учебной работы:
*индивидуальная
*парная
*групповая
*коллективная

(Скачать документ полностью)

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.

Общие положения

Учёными и специалистами, привлечёнными Минобрнауки России, разрабатывается для школ комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ), включающий 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка

Содержательная часть:

Курс ОРКСЭ будет носить светский характер - у всех модулей будет единая методическая и методологическая основа, преподавать его будут учителя общеобразовательных школ, прошедшие специальную подготовку.

Практические советы, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Совет 1 Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребёнка; вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

Задача нового учебного курса — создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). На уроках педагоги будут беседовать с ребёнком о нравственности, но если родители не проявят интереса к поднятым проблемам, не сформулируют для ребёнка родительскую нравственную позицию, то всё сказанное в школе не будет иметь для него особого значения.

Новый, нравственно-ориентированный курс открывает перед родителями, другими взрослыми дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. В младшем подростковом возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает смотреть на окружающий мир и оценивать своё место в нём, он особенно нуждается в духовной связи со взрослым, родным для него человеком. Основной смысл доверительного общения подростков со взрослыми не в получении от них той или иной информации. Главное — найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее значимое. У младшего подростка пробуждается чувство взрослости. Он начинает видеть себя в мире взрослых. У него возникает потребность оценить этот мир, принять взрослость как ценность, осмыслить и присвоить ценности взрослой жизни. Диалоги взрослого и ребёнка об истинных ценностях взрослой жизни имеют огромное значение для подростка.

Совет 2 Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Хорошее средство воспитания ребёнка — диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребёнком 11 минут в сутки, отец — ещё меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Всё так. Но есть ещё одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, — недостаточно общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов. Это тоже общение, но опосредованное, бессловесное.

Новый учебный курс позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых и детей благодаря своему нравственно ориентированному характеру. Взрослым вне школы сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета.

Уделите время ребёнку. В выходные дни прочтите пройденные за неделю уроки, их всего два. Наверняка у вас будет, что добавить к их содержанию. Задайте ребёнку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для вас. Говорите и вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком — универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Для младшего подростка — это ещё и способ почувствовать себя взрослым в общении со значимым взрослым на взрослые темы, особенно если такое общение будет не назидательным, а доверительным, диалоговым. Диалог — это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с вашим умным ребёнком, а не читайте ему нотаций.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого. Достичь этого в повседневном семейном общении с ребёнком непросто. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого — позиция «над» ребёнком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью — ребёнок физически слаб, неопытен, за висим, подвержен негативному влиянию. Но родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребёнок играл активную роль в процессе воспитания. Мы привыкли в своих воспитательных усилиях руководствоваться здравым смыслом, раз и навсегда найденными методами. Но времена изменились, изменилась наша жизнь, должны меняться и мы сами.

Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребёнком как высшее проявление любви к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Попытка встать на позицию ребёнка вовсе не означает попустительства или оправдания безнравственного поведения. Но к ошибкам и заблуждениям детей следует относиться с уважением и пониманием. Переубеждать их нужно не авторитарностью, а авторитетом, не унижая их достоинства и не обращаясь к проверенным, но совершенно недейственным сегодня формулам: «Что ты можешь в этом понимать?», «Я прожил жизнь и лучше тебя знаю». Такие методы воспитания убивают в ребёнке желание сотрудничать, побуждают современных детей к бунту, перекрывают канал эмоционального взаимодействия и общения со взрослыми.

Помните, что вопросы, затрагиваемые курсом «Основы религиозной культуры и светской этики», требуют особой деликатности в процессе обсуждения. Здесь нужно действовать очень осторожно, чтобы не разрушить атмосферы взаимопонимания и открытости друг другу. Избегайте банальностей и расхожих штампов, они вызовут недоверие у ребёнка и сделают общение формальным. Наше мнение, как и наше слово, должно быть искренним, проверенным нашей собственной жизнью и подтверждённым опытом других людей.

Познакомьтесь с содержанием учебных пособий по другим модулям. Тогда вы сможете вступить в диалог с ребёнком уже не только как родитель, значимый для него взрослый, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как носитель разных знаний, мировоззрений. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для вашего ребёнка, учитесь вместе с ним.

Совет 3 Воспитывайте у ребёнка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики нового учебного курса сделали всё, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей, ответственных взрослых. Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес верующих людей, атеистов или агностиков (людей, не соотносящих себя ни с какой религией или отрицающих религии). Насторожитесь, если это делает ребёнок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нём самом. Человек начинает терять моральную устойчивость, склоняется к злу. Если это происходит с вашим ребёнком, задумайтесь, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем.

Совет 4 Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.

Между 4 и 5 классами — летние каникулы. Целесообразно использовать это время для демонстрации и осмысления первых итогов изучения нового курса. Этому могут способствовать специальные задания — родительские просьбы, направленные на активизацию полученных школьниками знаний. Если ваш ребёнок изучал в 4 классе основы культуры определённой религии, попросите его провести для вас экскурсию в православный или буддийский храм, мечеть, синагогу. Там пусть он расскажет и покажет всё, что знает об изучаемой религиозной культуре. Заранее подготовьте вопросы, которые вы можете ему задать и на которые он может вам ответить. Отдельно подумайте над вопросами, ответы на которые вы и ребёнок сможете найти вместе.

Если ваш ребёнок изучал «Основы светской этики», посетите музей, места боевой славы, памятники. Расскажите ему о конкретном человеческом поступке. Попросите его объяснить вам те ценности, мотивы и идеалы, во имя которых этот поступок был совершён.

Совет 5 Не забывайте, что никакой учебный курс сам по себе не воспитает вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая курс «Основы религиозных культур и светской этики», — понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке. Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс, им же он и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И всё же — для чего нужны моральные нормы?

Своего ребёнка, особенно если он ещё мал, вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т. д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь всё понятно, и мы знаем, как уберечь ребёнка от поступков, которые могут причинить ему вред.

Но здоровье человека — это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое — убивать. Личность человека живёт в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья.

О том, как сохранить физическое здоровье ребёнка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Совет 6 Создавайте в общении и взаимодействии с ребёнком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.

Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включён в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В своё время Джон Грэй говорил, что ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так,, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться лицом к лицу с неприятностями.

Зрелость личности проявляется в том, что человек сознательно удерживается от плохого поступка. Не потому, что боится наказания, не потому, что хочет получить награду, а потому, что по-другому поступить просто не может. Постарайтесь, чтобы ваши дети чаще задумывались о последствиях своих действий и цене своих заблуждений. Если разговор об истоках нравственности и её влиянии на человеческую жизнь закончится одновременно с окончанием изучения нового школьного предмета, если приобретённый ребёнком опыт не станет источником его дальнейшего развития, то все усилия можно считать бесполезными. Новый школьный курс — это только начало большого и трудного пути. Главную поддержку на этом пути ребёнку должны оказывать вы — самые близкие для него люди, тогда дорога не покажется сложной, тогда соблюдение нравственных норм станет естественным и радостным

Интернет-ресурсы курса ОРКСЭ

Сайты к теме «Основы религиозных культур и светской этики»

http://orkce.apkpro.ru/ - официальный сайт ОРКСЭ.
http://www.prosv.ru/umk/ork - официальный сайт издательства «Просвещение».
http://ru.wikipedia.org -википедия
http://wikikurgan.orbitel.ru - сообщество педагогов по предмету «ОРКСЭ»

Сайты к теме «Православие»

http://www.otdelro.ru/ отдел религиозного образования
http://www.hristianstvo.ru/ каталог православных ресурсов сети интернет
http://www.pravkniga.ru/ книги издательства «Даръ»
http://www.bogoslov.ru/ научный богословский портал
http://pravoslavie.ru/ Православие. Ру.
http://www.eparhia-saratov.ru/ сайт саратовской епархии
http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Московского патриархата
http://www.portal-slovo.ru/ Слово. Православный образовательный портал
http://radiosofia.ru/about.html христианский общественно - церковный канал
http://www.pravmir.ru/ православие и мир
http://www.verav.ru вера и время
http://www.kirillmefody.ru , библиография по предмету «Основам православной культуры»
http://pravolimp.ru официальный сайт олимпиады по ОПК.
http://kuraev.ru/ портал автора учебника по «Основам православной культуры»

Сайты к теме «Буддизм»

http://spiritual.ru/lib/lindex.html - библиотечка по буддизму
http://probud.narod.ru/glav.html - иконография (будды, божества, дхармапалы, учителя, храмы)
http://www.dharmawiki.ru/index.php/ Энциклопедия_Дхармы - чего только нет там Тхеравада:
http://www.dhamma.ru/lib/index.html - Книги и статьи по буддизму традиции ТхеравадаТибетский буддизм:
http://avalokitesvara.ru/ - фильмы
http://buddhismofrussia.ru/buddhism-of-russia/ - журнал «Буддизм в России» Школа гелугпа:
http://gelug.ru/ - Тибетская традиция гелуг
http://khurul.ru/ - сайт Центрального хурула г. Элисты, Калмыкия
http://buddhist.ru/ - Ассоциация буддизма в интернете
http://www.savetibet.ru/ - Центр тибетской культуры и информации
http://dalailama.ru/ - сайт, посвященный Далай-ламе
http://datsan.buryatia.ru/ Иволгинский дацан, Бурятия
http://www.elo-rinpoche.ru/news/ - Бурятия, дацан «Ринпоче Багша»
http://dazan.spb.ru/datsan/ - Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй»
http://tibethouse.ru/ - Тибетский дом в Москве Школа карма кагью:
http://www.buddhism.ru/ - Тантрический буддизм

Сайты к теме «Ислам»

http://dumso.ru/ Духовное управление Саратовской области
http://www.ansar.ru/ Мусульманский информационно-аналитический портал
http://www.muslim.ru/ Официальный сайт совета муфтиев России

Сайты к теме «Иудаизм»

http://www.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm - Маханаим, центр еврейского образования на русском языке.
http://toldot.ru/tora/ - Иудаизм и евреи.
http://rav.ru/ - Большое собрание уроков для русскоязычных раввинов
http://soero.org/ - Саратовской областное еврейское религиозное общество
http://iudaizm.com/ - Евреи иудаизм

Сайты к теме «Этика»

http://abccba.ru/ Этика
http://simple-etiquette.ru/ Этикет




Рекоменуем к просмотру родителям видеоролик о защите детских персональных данных.

Карта сайта